Золотое кольцо России

Иваново

В 1971 г. город Иваново отметил свой столетний юбилей. Но село Иваново известно довольно давно. Первое письменное упоминание о нем относится к 1561 г.

Именно в этом году Иван Грозный пожаловал Иваново с прилегающими к нему селениями братьям жены Марии Темрюковны кабардинским князьям Темрюковичам-Черкасским. В начале XVII в. Иваново подверглось разорению со стороны польско-литовских интервентов. Оправившись, Иваново становится большим торговым и промышленным селом.

Уже в XVII в. здесь появляются текстильные мануфактуры. Полотняные и набивные ткани пользовались большим спросом и в России, и за границей. В XVIII в. в Иванове возникает хлопчатобумажное и ситценабивное производство. Ивановские ситцы известны во всем мире. Толчком к развитию промышленности Иванова явилось открытие в 1868 г. железной дороги.

В XIX в. текстильное производство представлено крупными фабриками, оснащенными новейшим оборудованием. Иваново прославился также как город стачек и забастовок, город первых Советов, появившихся здесь во время революции 1905 г. Первый в России Совет рабочих депутатов действовал как революционный орган, устанавливая в городе революционный порядок.

В начале XX в. в Иванове строится ряд особняков, принадлежащих крупным фабрикантам города. Архитектура особняков вполне сопоставима со столичными образцами. Здесь применяются лучшие материалы: мрамор, редкие породы дерева, бронза. Архитектурный облик Иванова складывается из роскошных особняков и кирпичных корпусов текстильных фабрик. Это причудливое сочетание определяет своеобразный стиль города.

Несмотря на свой промышленный статус и, как следствие, революционное прошлое, Иваново остается художественным центром России. Ивановская область богата художественными традициями. Древние села Палех и Холуй известны своими лаковыми миниатюрами, школой иконописи. Шуя – церквами, монастырями и памятниками садово-парковой скульптуры. Основанный в 1225 г. владимирским князем Георгием город Юрьевец богат историческими памятниками.

Конечно, Иваново и памятники Ивановской области известны меньше, чем другие города Золотого кольца, а между тем, здесь немало архитектурных ансамблей разных эпох. Иваново продолжает оставаться текстильным центром страны, за что его называют "русским Манчестером" и "городом невест".

Палех

Palech-ya10

Недалеко от города Иваново на живописных холмах раскинулось село Палех. Здесь, на Палехской фабрике художественной лаковой миниатюры создаются образцы самобытного искусства росписи на былинные, сказочные, песенные, литературные, а также современные темы.

Маршруты уникальных произведений палешан пролегли в Италию и Японию, Бельгию и США, в Париж и Монреаль. Известный американский художник Рокуэль Кент при посещении Палеха оставил в книге отзывов Государственного музея палехского искусства следующие строки: "Искусство Палеха заслуживает того, чтобы быть среди величайших работ всех времен".

Стиль древнерусской живописи палешане берегут более трех веков, при этом имея свой собственный оригинальный стиль миниатюрного письма.

В отличие от федоскинских художников, палешане пишут темперными красками на яичной эмульсии. Такие краски быстро высыхают, при наложении следующих слоев не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой красочный слой частично выцарапывается, что дает по цветному фону тончайшие золотые узоры. Большинство изделий Палеха имеет черный фон, рисунки зачастую условны, фигуры непропорционально вытянуты, окрашены в сказочно-необычные цвета.

Всю русскую лаковую миниатюру часто называют собирательно палехской. Заслуженная слава Палеха стала символизировать всю русскую лаковую миниатюру – ту удивительную область народного искусства, которая донесла до наших дней традиции древней иконописи.

Холуйская миниатюра

holuy131203

Поселок Холуй, расположенный южнее Палеха, – это поэтический уголок, воплощение прелести среднерусской природы, И не случайно он явился благотворной средой для вдохновения творчества народных мастеров русского декоративного искусства.

Здесь, как в Палехе и Мстере, ранее было развито мастерство иконописи. Создавались преимущественно дешевые иконы для села.

После революции мастера Холуя постепенно освоили живопись на папье-маше темперными красками. В 1934 г. была создана самостоятельная художественная артель по росписи лаковых изделий.

Признание искусства Холуя пришло не сразу, хотя такие энтузиасты, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, многое сделали для того, чтобы лаковые изделия промысла заняли свое место в ряду произведений известных издавна промыслов. Они стремились к созданию собственного стиля художественной миниатюры, упорно искали наиболее выразительные формы претворения современной темы в лаковой живописи. Творческая самостоятельность и активность художников укреплялась, вырабатывался свой стиль. В 1937 г. творения художников Холуя экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в последние годы они уже обязательные участники всех международных выставок. В послевоенные, особенно в 60-е г., темы, сюжеты и манера исполнения росписи неизмеримо расширились. Все более отчетливо стали вырисовываться черты нового, своеобразного направления в русской лаковой миниатюре, отличного от Федоскино, Палеха и Мстеры. Особенностью их живописной манеры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.

Большие партии художественных лаковых изделий народного промысла идут на экспорт в Англию, США, Италию, Испанию, Канаду и другие страны, где знают и высоко ценят искусство мастеров Холуя.

Краеведческий музей

byrilina

Ивановский историко-краеведческий музей – старейший и известнейший среди музеев области. Здание, в котором он расположен, – уникальное архитекрутное сооружение. Оно построено в 1914 г. по проекту архитектора П. А. Трубникова на средства иваново-вознесенского фабриканта, собирателя редкостей и древностей Д. Г. Бурылина для экспонирования своих коллекций.

Музей Ивановского ситца

imgb

Музей расположен в особняке, построенном в начале ХХ в. в стиле "модерн" по проекту архитектора А. Ф. Снурилова и принадлежал Д. Г. Бурылину. Музей был открыт в мае 1987 г. Экспозиция музея рассказывает о развитии текстильного производства в ивановском крае с древнейших времен до наших дней.

Ивановский художественный музей

1_3

Музей открыт в 1960 г. Крупнейшая среди собраний провинциальных музеев России коллекция. Более 30 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

В постоянной экспозиции музея: Искусство Древнего мира (Египет, Греция, Рим); Древнерусское искусство XVI - XIX вв.; Русское искусство XVIII-ХХ вв.

 

Свердловская областная межнациональная библиотека