Золотое кольцо России

Кострома

Кострома была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар.

Из источников явствует, что "были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри", а скрывались здесь разбойники, от которых "и совсем проезду не было". Юрий Долгорукий "морем пламенным" расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово "кострум" – "крепость" (когда-то здесь жили финно-угорские племена). По другой версии название связывают с языческим обрядом. "Костромой" назывался в этих местах праздник, напоминающий масленицу.

Во времена татаро-монгольских нашествий город был разорен и сожжен. В 1272 г. костромичи разбили отряд татарских сборщиков дани у Святого озера, и татары были сброшены в воду. Разорение претерпел город в период борьбы Москвы и Твери за великое княжение. В XV в. Кострома трижды опустошалась пожарами.

С периодом "смутного времени" связана история подвига Ивана Сусанина. В 1613 г. в Ипатьевском монастыре находился Михаил Романов, скрываясь от поляков. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу.

XVII в. – расцвет Костромы, превратившейся в богатый купеческий и ремесленный город. Особенным мастерством славились строители, иконописцы, кожевенники, кузнецы, серебренники, холщевники. Костромские кожевенные изделия известны были за границей. Славилось костромское мыло, по всей стране расходились костромские весы, замки, холсты.

Во второй половине XVIII в. в жизни города происходят перемены. В 1773 г. во время пожара сгорели все деревянные постройки в кремле, пострадала и значительная часть посада. Вскоре был утвержден генеральный план перестройки города. Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Кострома действительно спланирована по веерной системе. Центр города образовала обращенная к Волге площадь, к которой сходились улицы радиальных направлений.

В 1778 г. Кострома стала столицей губернии. В связи с этим началось строительство новых административных зданий, формирующих застройку центральной площади города.

Сегодня Кострома – областной центр. Здесь развита лесообрабатывающая и металлургическая промышленности, а также производство льняных изделий. В городе имеется университет, высшее военное училище, сельскохозяйственная академия, технологический институт, духовная школа. Кострома по сей день сохраняет очарование русского купеческого города.

14 

Ипатьев Троицкий монастырь основал в 1330 г. татарский князь Чет, предок Годуновых. Князь Чет принял крещение по случаю. Проезжая в Москву через костромские земли, Чет тяжело заболел. Находясь при смерти, татарский князь удостоился чудесного явления. Чет узрел Пресвятую Богородицу с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Усердно помолившись, князь получил исцеление, и тогда же построил каменную церковь Живоначальной Троицы с приделами апостола Филиппа и святого Ипатия. В церкви Чет поместил икону, изображавшую его видение. В монастыре погребены основатель его Чет и Иван Сусанин, отдавший жизнь за царя. В стенах монастыря находится Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь".

Богоявленский Анастасиин женский монастырь совмещал ранее три обители, существовавшие отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считается старец Никита, ученик Преподобного Сергия. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. Анастасиин монастырь был основан в XV в. первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной. В 1764 г. был упразднен, а монахини переведены в Крестовоздвиженский монастырь. Через десять лет Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. При монастыре находились: училище для девиц духовного звания, живописная, золотошвейная и др. мастерские, богадельня для престарелых монахинь и больница для престарелых лиц духовного звания. Ныне монастырь является действующим.

Иван Осипович Сусанин, крестьянин Костромского уезда, прославился тем, что зимой 1613 г., спасая царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками. Подвигу Сусанина М. И. Глинка посвятил оперу "Жизнь за царя". Польско-литовские полки захватили город, и в 1609 г. на улицах Костромы развернулись ожесточенные побоища. В 1613 г. в Ипатьевском монастыре находился Михаил Романов, скрываясь от поляков. Тогда и совершил свой подвиг Иван Сусанин. Находясь в Ипатьевском монастыре, 14 марта 1613 г. боярин Михаил Федорович Романов дал согласие Великому Земскому Собору короноваться на Царский престол. В середине 1619 г. Самодержец прибыл в Кострому, чтобы почтить места, где была сохранена его жизнь и совершилось избрание на царство.

Костромской государственный объединенный художественный музей

normal_200

Здание Романовского музея было построено в 1913 г. архитектором Н. Горлициным. Музей был торжественно открыт Николаем II во время празднования в Костроме 300-летия дома Романовых. В 1917 г. музей был переименован в Костромской государственный областной музей. Его коллекция пополнилась вывезенными из местных усадеб произведениями. Из Государственного музейного фонда поступили полотна И. Шишкина, К. Коровина, Н. Клодта, И. Айвазовского, М. Нестерова, В. Сурикова, В. Серова, К. Сомова, Н. Рериха, Б. Кустодиева и др.

Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Ip-monast-2

Экскурсионно-туристический отдел, созданный в 1995 г., занимается приемом и обслуживанием туристов, организуя и проводя экскурсии по экспозициям и выставкам музея-заповедника: икон и церковной утвари в Ризнице Троицкого собора и фресковой живописи XVII в.; экспозиции "История Костромского края с древнейших времен до середины XIX в."; экспозиции отдела новейшей истории; музею деревянного зодчества, расположенного под открытым небом в живописной пойме реки Игуменки; экскурсии по городу с посещением Богоявленского Анастасиина монастыря, церкви Воскресения на Дебре, осмотром памятников города и др.

 

Свердловская областная межнациональная библиотека