Ростов
Великим называли только два города – Новгород, северную столицу Руси, и Ростов, город с тысячелетней историей, центр культуры и искусства древней Руси, родину сказочных богатырей и героев.
"Повесть временных лет" упоминает в 862г. в числе русских городов и Ростов. В XI в. Ростов – столица обширного Ростово-Суздальского княжества. В 1070 г. город становится центром Ростовской епископии.
Ко времени татарского нашествия город имел каменный собор, княжеский двор с палатами и церковью, епископский двор и несколько монастырей, среди которых был и Григорьевский затвор, где уже в начале XIII в. возникла школа иконописания и было учреждено духовное училище.
В 1474г. Ростовское княжество было присоединено к Москве. К XVI в. из всего своего былого величия Ростов сохранил значение крупного торгового центра, т.к. через город проходил важный торговый путь на север из Москвы в Архангельск, и одного из крупнейших епархиальных центров Руси. В 1589 г. в Ростове учреждена Митрополия. В этот период в Ростове начинается интенсивное каменное строительство, складываются архитектурные ансамбли, дошедшие до наших дней.
Во второй половине XVII в. при митрополите Ионе III Сысоевиче, крупнейшем церковном и государственном деятеле своей эпохи, сооружается Архиерейский двор, в XIX в. получивший название Ростовский кремль.
Многое из того, что и сегодня восхищает нас в Ростове, связано с именем Ионы Сысоевича. Это не только архитектурный ансамбль Ростовского кремля, но и знаменитая звонница Успенского собора, которая была построена по повелению владыки в 1682-1687 гг. Всего на звоннице 15 колоколов. Среди них самый большой – Сысой, весом 32 тонны. Звоны колоколов ростовской звонницы слышны в радиусе двадцати километров.
В XVIII в. Ростов перестал быть центром митрополии. С этого времени жизнь города определялась ежегодной ярмаркой.
До 1917 г. в жизни города ведущие позиции занимало энергичное и просвещенное купечество. Среди прочих славных дел ростового купечества – спасение разрушающего кремля и создание в нем Музея церковных древностей в 1883 г.
В XIX в. Ростов стал торгово-промышленным городом. Здесь строятся льняная мануфактура, кофе-цикорная фабрика, паточный завод.
Родина Преподобного Сергия
"Видение отроку Варфоломею", 1889. Нестеров М.В.
Ростов Великий – Родина Преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой Лавры. Само появление на свет великого чудотворца связано со множеством чудес. Марии, матери Преподобного, было знамение о том, что ребенок ее будет избранник Божий. Еще находясь во чреве, младенец, к удивлению собравшихся, трижды прокричал во время литургии. Епифаний Премудрый, составитель первого жития Преподобного, отмечал несколько примечательных совпадений.
Во-первых, младенец прокричал не в уединенном месте, а в присутствии множества людей, как бы призывая их в свидетели происшедшего.
Во-вторых, крик младенца был громким – на всю церковь – очевидный знак того, что слава о нем распространится по всей земле.
В-третьих, не тогда прокричал он, когда мать его спала или обедала, а во время литургии, в чистом, святом месте, желая заявить о своей святости.
В-четвертых, именно три раза возгласил он, говоря тем самым о том, что станет учеником Живоначальной Троицы. И действительно, эти предзнаменования явились началом случившегося впоследствии – жизни и подвигов Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
Детские и отроческие годы Варфоломея – будущего Преподобного Сергия Радонежского, прошли на Ростовской земле. Когда мальчика отдали учиться, ему никак не давалась грамота, за что учитель наказывал его. Однажды на опушке леса отрок встретил молящегося старца-черноризца. Монах подозвал к себе мальчика и благословил его. "Что хочешь ты, чадо?", – спросил старец. Варфоломей поведал, что больше всего желал бы овладеть грамотой. Старец вознес молитву и открыл, что отныне Господь дарует мальчику познать грамоту. Варфоломей пригласил старца в свой дом. Там инок предложил помолиться и повелел Варфоломею прочесть псалом. Мальчик отказывался, но был вынужден уступить уговорам старца. Взяв книгу, Варфоломей вдруг стал читать легко и свободно.
Ростовская финифть
Ростов Ярославский издавна славился мастерами миниатюрной живописи по финифти (эмали). Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора. Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон слоем эмали. В процессе росписи огнеупорными эмалевыми красками пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора.
Искусство украшения эмалью металлических изделий достигло особо высокого совершенства на Руси в XVI-XVII вв. Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода.
Традиционная технология выполнения финифти своеобразна, Из тонкого, до 1,5 мм медного листа (медь и золото лучше всего принимают эмаль) штампуются слегка выпуклые пластинки различной формы и размеров. Затем тщательно очищенные поверхности пластинок покрывают одноцветной эмалевой массой.
После эмалевой грунтовки их обжигают в муфельных печах при температуре 750 С°.
Расцвет искусства живописной миниатюры на эмали относится к XVIII в. В Петербурге, Москве и Ростове Ярославском миниатюрой по эмали украшали табакерки, шкатулки, медальоны, ордена. В основном мастера Ростова занимались росписью иконок, вставок к церковным книгам и утвари. В XIX в. они уже не ограничиваются выполнением образков, а копируют произведения русских и западноевропейских живописцев и выполняют самостоятельные композиции.
Современные мастера фабрики "Ростовская финифть", изготавливающие широкий ассортимент изделий (броши, серьги, кулоны, браслеты, туалетные коробочки, шкатулки, другие сувениры) довели свои изделия до лучших художественных образцов мирового уровня.
Борисоглебский монастырь
В восемнадцати километрах от Ростова в сторону Углича стоит Борисоглебский монастырь. Его основателями в конце XIV в. были монахи из Троице-Сергиевского монастыря Федор и Павел – сподвижники Преподобного Сергия Радонежского. По преданию место для основания монастыря указал сам Преподобный. Монастырь являлся надежным укреплением западной границы ростовского княжества.
Он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, любим московскими великими князьями и первыми русскими царями. Особое внимание обители уделял Иван IV Грозный, он трижды посетил монастырь, сделал более 20 вкладов.
Созданный к концу XVII в. архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря другими каменными постройками уже не дополнялся.
С 1994 г., после 70-летнего перерыва, Борисоглебский мужской монастырь возрожден. В стенах монастыря размещается и Борисоглебский филиал Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль". |