Золотое кольцо России

Владимир

В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера – речкой Лыбедью, с востока и запада – глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя - Владимир.

Наследник Мономаха – князь Юрий Долгорукий, занятый борьбой за киевский престол, поначалу мало внимания уделял северной вотчине, но, осознав тщетность борьбы на юге и оценив по достоинству преимущества северных земель, их богатейшие природные ресурсы, князь Юрий Долгорукий развернул строительство новых крепостей в Суздальской земле. Им были основаны города: Москва, Переславль-Залесский, Кидекша, Дмитров, Юрьев-Польский, Звенигород. Во Владимире князь отстроил новый княжеский двор с церковью во имя своего небесного покровителя Георгия (1157 г.).

Стремительный рост города определил его превращение в столицу княжества. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир. В 1158-1165 гг. в новой столице развернулось грандиозное строительство. Расширяется оборонительное кольцо, новые крепостные валы опоясывают город, на гребне валов появляются деревянные стены с проездными воротами. Дело князя Андрея продолжил его брат Всеволод III Большое Гнездо, прозванный так из-за многочисленного потомства.

В 1238 г. город был разорен и сожжен татарами. Подняться до былой высоты Владимир уже не сумел. В XIV в. Владимир вошел в состав Великого княжества Московского. Бывшая столица стала рядовым городом Московского государства, городом воспоминаний и святынь. Чрезвычайно медленно идет рост города.

XIV-XVII вв. ознаменованы чередой набегов, пожаров, грабежей. Хотя в XVII в. возобновляется каменное строительство во Владимире, оно не идет даже в сравнение с "золотым веком" владимирского градостроения.

В течение XVIII в. город трижды менял свой статус. В 1719 г. Владимир стал центром провинции, в 1778 г. – центром наместничества, в 1796 г. – столицей Владимирской губернии.

Сегодня Владимир – областной центр, обладающий мощным промышленным потенциалом и богатейшим культурным наследием. Огромное количество достопримечательностей способствовало развитию туризма и превращению Владимира в международный туристический центр. В городе два университета – педагогический и политехнический, несколько техникумов и колледжей. С Владимиром связаны имена А. Рублева, А. Герцена, И. Шмелева, Д. Андреева и др.

Золотые ворота – редчайший памятник военно-оборонительной архитектуры. Они были построены в 1164 г. От древнего здания сохранились лишь две мощные белокаменные стены.

Впервые здание пострадало в 1238 г., когда город осадили татары. В XV в. надвратную церковь реконструировали. Новые повреждения здание получило во время военных действий начала XVII в. Починка и восстановление Золотых ворот были произведены в конце столетия. И, наконец, в 1785 г. здание претерпело последние переделки. Земляные валы, примыкавшие к стенам ворот, были снесены, свод здания переложен, возведена новая кирпичная церковь.

Сегодня в здании расположена одна из экспозиций Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Успенский собор – прекрасный образец русской архитектуры XII в. Это была крупнейшая постройка новой столицы. Собор стоит на вершине высокого холма, господствуя над панорамой Владимира.

Он был заложен в 1158 г. одновременно с началом строительства оборонительного кольца вокруг города. Для возведения собора "Бог привел мастеров из всех земель", в том числе из западных стран.

В 1185 г. собор пострадал во время сильного пожара. Восстановить в прежнем виде Успенский собор не удалось. Поэтому храм окружили галереями, по углам которых поставили четыре главы. Перестройка завершилась в 1189 г. Но в 1238 г. татары, захватив город, подожгли собор, в котором укрылись многие горожане, в том числе княжеская семья. Собор пострадал от пожара, но не разрушился. Хотя на этом его злоключения не закончились. Храм еще неоднократно горел и был разорен. Крайне обветшавший к XVIII в., он имел множество серьезных повреждений. Его починили, внеся значительные изменения в древний облик. И только реставрация 1888-1891 гг. вернула Успенскому собору первоначальный вид.

4361

Наиболее интересное творение эпохи Всеволода Большое Гнездо – Дмитриевский собор, посвященный святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен. Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация.

На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон. Вокруг него группируются изображения растений, зверей, птиц, грифонов. В соборе сохранилась часть росписей XII в., в том числе фрагменты композиции "Страшный суд".

1_1e09b92b50a748fc6deb686337e5fc57

Успенский женский монастырь основан в 1200 г. князем Всеволодом III по просьбе жены Марии Шварновны. Страдая от тяжелой болезни, Мария дала обет устроить женский монастырь. А когда в 1200-1201 гг. в обители построили Успенский собор, княгиня сама постриглась в монахини под именем Марфа. В память о ней монастырь со временем стал называться Княгининым.

Княгинин монастырь стал усыпальницей княгинь владимирского великокняжеского рода. Монастырь неоднократно подвергался разорению, но всякий раз восстанавливался.

В начале XX в. в обители было два храма, больница для сестер, церковно-приходская школа для девочек. Святыней монастыря считались мощи святого Авраамия Болгарского. В 20-е гг. XX в. Княгинин монастырь был закрыт. Успенский собор XV-XVI вв. реставрировался в 1924 г., 1958-1961 гг. С 1986 г. в соборе размещался музей. В начале 1990-х гг. монастырь возрожден.

Село Боголюбово расположено на берегу реки Нерли в десяти километрах от Владимира. Летопись сообщает, что в 1158 г. князь Андрей "створи град камен". Здесь в Боголюбове князь принимал зарубежных послов, здесь устанавливались торговые и политические связи с другими княжествами. Новая княжеская крепость и пышная резиденция князя не сохранились до наших дней. Сохранилась только часть древней восточной стены и лестничная башня.

Владимирская икона Богоматери

2

В древнем Успенском соборе в числе немногих икон находилась икона Богоматери, известная как "Богоматерь Владимирская". Эта икона была написана евангелистом Лукой на доске от стола, принадлежавшего Святому Семейству. В V в. из Иерусалима икона попала в Константинополь. В XII в. Лука Хрисоверг – константинопольский патриарх – передал ее в дар великому князю Юрию Долгорукому. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей получил от отца в 1155 г. в удельное владение Вышгород Киевский. Там в женском монастыре была помещена икона. Но чудесным образом икона покинула свое место и повисла в воздухе. После того, как явление повторилось, князь Андрей истолковал это таким образом, что икона желает быть помещенной в другом храме. Он отвез ее во Владимир - новую столицу Руси. Икону поместили в Успенский собор. Как известно, в 1185 г. храм сгорел, но икона осталась невредима. После разорения Владимира татарами и нового пожара в соборе икона вновь не пострадала. В 1395 г., в период нашествия Тамерлана, икону временно перевезли в Москву.

В память о чудесном избавлении от захватчиков на Кучковом поле в Москве построили Сретенский монастырь. Окончательно икону перенесли в Москву в 1408 г. С Владимирской иконой Божией Матери связано много чудес. Икону почитали как покровительницу Русской земли.

Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

Еще одно чудо, связанное с иконой Владимирской Богоматери – возникновение Боголюбовского мужского монастыря. Это один из самых древних монастырей на территории России. Чудесное знамение, полученное князем Андреем во время переезда из Киева во Владимир, положило начало обители. Никто не смог сдвинуть с места повозку с чудотворной иконой. В полночь князю явилась Дева Мария, повелев ему основать монастырь. Достоверно известно, что монастырь существовал уже в XIII в., занимая помещения опустевшего к тому времени княжеского замка. Главной святыней монастыря была Боголюбская икона Богоматери, та самая, которую заказал князь Андрей Боголюбский после чудесного знамения у берегов Нерли.

Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка

Экспозиция открыта в Троицкой старообрядческой церкви, расположенной напротив белокаменных Золотых ворот XII в. В этой замечательной церкви находится музей декоративно-прикладного искусства, где представлены наиболее интересные промыслы владимирского края – гусевский хрусталь, мстерская лаковая миниатюра и вышивка.

Изделия современных мастеров перекликаются то со старинными работами, то контрастируют своими формами, цветом, способами обработки. Постоянно звучащая музыка Баха, Равеля, Дебюсси, Вивальди настраивает посетителей на определенный лад. Замечательные акустические возможности храма привлекают посетителей на концертные программы камерного хора "Распев", выступающего здесь по вечерам.

Здание бывших присутственных мест

Здание построено в 1785-1790 гг. для губернской администрации. Трехэтажное, в строгом классическом стиле, оно расположено в самом сердце города, между древними соборами, в глубине старинного парка с фонтаном и аллеями. Писатель В. А. Соллогуб в своей знаменитой путевой повести "Тарантас" замечает: "Из огромного здания Присутственных мест выглядывали чиновники с перьями за ушами, в каждом окне было по два, по три чиновника, и Ивану Васильевичу показалось, что все они его дразнят". Страсть к бумаготворчеству оставила, однако, и положительный след в истории Присутственных мест: в конце XVIII в. книгоиздатель Матвей Пономарев основал в этом здании первую во Владимире типографию. В 1838-1840 гг. здесь редактировал неофициальную часть газеты "Владимирские губернские ведомости" ссыльный А. И. Герцен. Здесь бывал по служебным делам писатель М. Е. Салтыков-Щедрин. В этом здании помещался окружной суд.

В 90-ые г. музей-заповедник передал епархиям православной церкви, католической и старообрядческой общинам 16 памятников, в которых размещались выставки, фондохранилища и службы, а взамен получили здание Присутственных мест. Здесь расположилось несколько интересных экспозиций.

Старый Владимир

Недалеко от Золотых ворот стоит высокая, из красного кирпича с шатровым верхом, башня. На этажах этого здания разместилась весьма оригинальная экспозиция "Старый Владимир", которая воссоздает дух старого Владимира - мещанского, чиновничьего, купеческого города.
Вместо объяснительных текстов – подлинные выписки из книг, газет и журналов конца XIX – начала XX в.
Осмотрев экспозицию, можно подняться выше, на смотровую площадку.

Мстера

glad191101

В поселке Мстера Владимирской области несколько сот мастериц занимаются вышивкой. Здесь сложился самобытный стиль, вобравший в себя лучшие черты владимирского шитья. Под названием "мстерская вышивка" понимают главным образом вышивку на тонких белых тканях с орнаментом в виде букетов и гирлянд, выполненных белой гладью и обогащенных отделкой. Такой вышивкой украшают покрывала, накидки, женское белье, блузки, платья. Искусство "белой глади" поражает высоким художественным совершенством исполнения.

Наиболее распространенным мотивом мстерской вышивки является стилизованное изображение розы в окружении листьев и цветов самых разнообразных видов.

Мстерские мастерицы работают и цветной нитью. На их вышивках расцветают анютины глазки, колокольчики, герань, незабудки, протягивает свои тонкие усики вьюнок. Встречаются изображения плодов и ягод, стручков гороха. Края изделия отделывают мелкими зубчиками, обшитыми петельным швом, или крупными фестонами.

Дом-музей братьев Н.Г. и А.Г. Столетовых

ce95b4af133585c00c7d0205c2a33603

Музей открыт во флигеле фамильного дома, принадлежавшего купцам Столетовым. Здесь разместилась уникальная экспозиция, в которой удалось передать атмосферу ушедшей эпохи, уклада жизни простой купеческой семьи Столетовых, которую прославили в России и за ее пределами два ее представителя - Александр Григорьевич, выдающийся русский физик, ученый с мировым именем, профессор Московского университета и Николай Григорьевич, русский военачальник, генерал от инфантерии, национальный герой Болгарии.

Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли

300px-Church_of_the_Protection_of_the_Theotokos_on_the_Nerl_10

Лучшим дошедшим до нас сооружением владимиро-суздальской архитектуры эпохи Андрея Боголюбского является церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. Церковь была посвящена празднику – Покрову Богоматери.

Культ Богородицы, как особой покровительницы Владимирского княжества, был необыкновенно силен во Владимире. Церковь Покрова полна умиротворенности и чистоты. Она изящна, легка и гармонична. Уединенно стоит церковь на берегу Нерли. Весной, когда воды реки поднимаются, здание оказывается в плену у реки. Это было учтено строителями. Холм для строительства был укреплен сложным фундаментом и обложен белокаменными плитами. Шедевром мировой архитектуры называют храм Покрова на Нерли.

Рельефы – аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы – складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова – покровительства Богоматери. Храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю и совместно используется музеем-заповедником и церковью. Проезд электропоездом до станции "Боголюбово", далее пешком 1,5 км.

 

Свердловская областная межнациональная библиотека