Фольклор. Самым крупным жанром якутского фольклора является героический эпос Олонхо, где сосредоточена красочность и образность якутского языка, мудрость и философия народа, исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при большом стечении народа. Ведущая тема Олонхо - повествование о древних богатырях-первопредках, жителях Среднего мира, которые чувствуют себя частью могучего племени айыы аймага, созданного и опекаемого божествами айыы. У северных якутов термин Олонхо объединяет героический эпос и сказки о животных, волшебные, бытовые. Сюжеты и образы бытовых сказок строятся на основе повседневной жизни, отражают нравственные идеалы народа. Их персонажи - богачи и бедные, купцы и нищие, священники и воры, умные и глупцы. Исторические предания - устная летопись народа. В трех циклах преданий отражены основные вехи становления и развития этноса саха. Самые древние предания о легендарных первопредках: Омогое Баайе и Эллэе Боотуре, тесно связаны с мифологией якутов. Второй цикл - предания о Тыгын (Дыгын) Тойоне и других потомках Омогоя и Эллэя, расселившихся по всей территории Якутии. Тыгын Тойон - реальная личность, его имя встречается в исторических документах начала XVII в. Предания XVIII–XIX вв. составляют третий цикл устных рассказов - о расслоении сородичей на богатых и бедных, присоединении к России, последующих событиях. Повествования об основных этапах народной жизни, образы главных персонажей преданий создаются в полном соответствии с художественными фольклорными традициями.
В основе архаичных обрядовых жанров якутов лежат заклинания - благопожелания, именуемые тойук и алгыс, которые функционируют и поныне. С помощью алгысов обращаются к Всевысшнему Юрюнг Аар Тойон, к духам - хозяевам земли и местности. Алгысу предшествует обязательное "кормление" огня, когда огонь обрызгивают кумысом, угощают его оладьями и маслом. Алгыс поют высоким стилем джиэрэтии ырыа (плавная, цветистая песня с гортанными призвуками, именуемыми кылысах) Этим стилем исполняются всевозможные пожелания, напутствия, которые называются тойуками. Содержание их самое разнообразное: о родной земле, животном и растительном мире, о явлениях природы, о мироздании. По своей поэтической структуре и в музыкальном отношении тойуки и алгысы однотипны и относятся к одному стилю пения - джиэрэтии ырыа, который начинается обязательным красочно орнаментированным вступлением, где распевается торжественный возглас "джээ-буо!" ("ну-вот!"). Этот знаковый зачин выполняет функцию настройки голосового аппарата.
Глубоки и разнообразны по содержанию малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, своеобразные скороговорки (чабыргах).
Одним из любимых занятий якутской молодежи является отгадывание загадок, из которых многие поражают своей своеобразностью; сказочные герои тоже нередко говорят загадками; вообще загадка играет видное место в якутском народном творчестве. Ту же роль играют поговорки, щедрой рукою рассыпанные в каждом якутском повествовании.
Много для изучения культуры и традиций якутского народа сделали польские исследователи С. В. Ястремский, В. Л. Серошевский. «Эти жизнерадостные наблюдатели природы очень любят петь и любое свое действие - будь то тяжелая работа на сенокосе или езда на лошади - они сопровождают песней» - писал в своих трудах Серошевский. Каждый якут, когда садится перед печкой - камельком, становится философом, а когда садится верхом на лошадь - певцом, говорят сами якуты.
Богат и разнообразен жанр якутских песен. Различают песни культовые, обрядовые, необрядовые и лирические: дорожные, которые исполняли верхом на быке, путевые - верхом на коне, увеселительные песни-частушки; «ночные», «жалобные» и др. На всех семейных и племенных праздниках звучали песни-гимны - масштабные поэмы с балладными сюжетами мифологического, легендарного и исторического содержания. Шаманы пели соло от лица вселившихся в них духов-покровителей.
Дэгэрэн ырыа - это один из двух стилей якутского музыкального фольклора, представляющий собой мелодически развитое пение, подразумевающее широкий диапазон мелодий. Дэгэрэн ырыа имеет четкую ритмическую акцентность, где чаще всего угадывается ритм шага, хода, бега лошади, что, несомненно, является отражением культа лошади - вечного верного спутника якута. Стиль дэгэрэн ырыа включает в себя горловое, гнусавое, нёбное пение. Если джиэрэтии и дэгэрэн ырыа наиболее распространены, то гнусавое и нёбное пение долгое время находились на грани исчезновения и этногруппа "Айархаан" - это единственный коллектив, который первым начал исполнять песни в этой манере и благодаря нему в последние годы эта манера стала очень популярной.
Традиционные музыкальные инструменты - варган (хомус), скрипка (кырыымпа), ударные. Хомус - дуговой металлический варган с большой круглой петелькой. Согласно традиции, на нем играли преимущественно женщины, артикулируя («выговаривая») речевые высказывания или известные мелодии. Сложилось несколько видов традиционного музицирования на хомусе: сыыйа тардыы - протяжная игра, джюрюсютэн - вибрационная игра, джиэрэситии - звонкая игра. Большой популярностью пользовались звукоподражательные наигрыши: кэгэлэтии - кукушка, хаастатыы - журавли, кюерэгэйдэтии - жаворонок. Среди струнных инструментов, имеющих большое значение в формировании звукоидеала в музыке якутов, наиболее популярны разнообразные лютни. Более ранними по происхождению инструментами являются джирилики муос саа (громко звенящий костяной лук). Позднее возникли оркестровые модернизации якутских инструментов. Наиболее многочисленная группа инструментов - идиофоны (самозвучащие). С 1930-х гг. в Якутии начались работы по реконструкции фольклорных и (на их основе) созданию новых оркестровых инструментов. В результате современных реконструкций и оркестровых модернизаций возникли: айан и чусуурба. Уникальными инструментами якутов следует признать группу ветряных аэрофонов: тыал дуораанньык (ветряная гремелка) или доргоон дюнгюр (громко резонирующий дюнгюр) - овальный бубен, тыал табык (ветряная погремушка), сыбыргас, тэлигирэт - вертушка-флюгер.
В традиционной музыке якутов выделяются три локальных стиля: первый - лено-алдано-вилюйский (л-а-в), второй - яно-индигиро-колымский (я-и-к), третий - оленёко-анабаро-хатангский (о-а-х). Наиболее исследованным является первый стиль, имеющий исторические связи с музыкой эвенков (витимо-оленёкских, алдано-зейских и охотских), прибайкальских бурят и амурских монголов (дауров), маньчжуров и амурских тунгусов (нанайцев, удэгейцев, ульчей). Значительно слабее изучен второй, вобравший в себя интонационную специфику фольклорной музыки верхоянских, индигиро-колымских и горно-материковых эвенов и юкагиров. Менее всего изучен третий стиль – музыка оленных якутов и долган, фольклорная традиция которых несет следы взаимодействия с североенисейскими эвенками и таймырскими самодийцами - нганасанами, энцами и ненцами.
Танец по-якутски - yнкyy (поклон). Возможно, название фиксирует следы древнего ритуала: кланяясь, участники танца благодарили духов природы. К ритуалу восходит и традиционная хороводная форма якутского танца - с движением по ходу солнца. Якутские танцы делятся на традиционные и современные. К традиционным танцам относятся осуохай, обрядовые танцы тотемического характера, шаманские пляски. Самым распространенным танцем у якутов является осуохай. сопровождаемый хоровой песней под запев импровизатора. Он исполняется любым числом участников, иногда в кругу собирается до 200 и более человек. Организаторами танца чаще всего бывают мужчины. В песне, как бы аккомпанирующей веселью, воспевают пробуждение природы, встречу с солнцем. радость труда, отношения людей в обществе, семье, те или иные знаменательные события. Осуохай состоит из трех частей. Первая - зачин - исполняется в умеренном темпе. Запевала и несколько активных танцоров, взяв друг друга под руки, начинают шагать с левой ноги по кругу влево, зазывая желающих встать в круг, который еще не замкнут; все новые участники входят в круг, пристраиваются к шагу танцующих. Вторая часть - самая продолжительная, основа хоровода - танец шагом - с момента, когда круг замыкается, запевала-импровизатор ведет круг «шагом накрест», темп постепенно убыстряется. Третья часть - прыжки - начинается по призыву запевалы: участники уплотняют круг, то же движение (шаг накрест) исполняется на прыжках. Когда участники устают, круг распадается. Если запевала (иногда уже другой) начинает новый запев, танец продолжается порой много часов подряд – одни выходят из круга, другие становятся в круг. В разных районах Якутии осуохай варьируется, даже имеет разные наименования.
Наряду с хороводными танцами популярен в прошлом был танец кыталык yнкyтэ (танец стерха, белого журавля), а также совершенно забытый в настоящее время танец орла. Эти танцы, вероятно, связаны с тотемами якутов. Пляски шамана мало изучены. Исполняются под аккомпанемент бубна, не имеют строгой композиции, относятся к экстатическим пляскам с элементами подражательного характера (имитация повадок коня, орла и других). Известны танцы удаганок (шаманок), битииситов (подпевающих плясунов), эмэгэтов (антропоморфных изображений из бересты или дерева). Якуты относят к танцам некоторые обрядовые церемонии - Кымыс yрдэ (Верх кумыса), Сэлбириискэ (Танец вокруг березы). Танцевальные элементы имелись также в охотничьих обрядах и подвижных играх, например: дьиэрэнкэй (изображение бега жеребенка) и других. Современные сценические танцы якутов разнообразны тематически и композиционно. Их сопровождают не только пение, но и игра на традиционных и заимствованных инструментах. В якутских танцах распространены движения, взятые из производственных процессов (уганар хамсаныы - удары молотом, игиини аалыы - обтачивание напильником, сап хатыыта - сучение ниток и т. п.), национальных видов спорта (кетyy - прыжки, кылыы - прыжки на одной ноге, буур - широкие прыжки в длину с ноги на ногу), а также движения, подражающие повадкам птиц и животных (хотой хаамыыта - орлиный шаг, куобах - прыжок зайца, кырынаастыыр - прыжок горностая). Пластику танцев отличают простота, благородство, ритмичность, законченность движений. Особый характер пластики шаманских плясок определили замкнутое пространство жилища, специальный костюм и атрибутика. Композиционно танцы делятся на круговые (осуохай и его варианты), современные танцы геометрического построения («Узоры», «Алгыс»), танцы свободного построения - шаманские пляски, сценические танцы-импровизации. Манера исполнения танцев со временем изменялась. В XIX в. якутский танец был более торжественным, величавым. Затем его темп ускорился, изменилась и манера исполнения в разных регионах Якутии. Но и сегодня в отличие от эвенских, эвенкских, юкагирских хороводов якутский осуохай исполняется строже, в сдержанной манере, твердой поступью, без покачиваний головой. В определенной мере характер исполнения зависит и от костюма участника. Для исполнения старинного танца надевали лучшую одежду, с множеством серебряных украшений (у богатых девушек, кроме подвесок к верхней одежде, были и гривны, серьги, браслеты, кольца, накосники). Бренчание украшений создавало дополнительный эффект. Современным якутским танцам придают колорит используемые в качестве аксессуаров чороны, чаши кытыйа, махалки из конского хвоста дэйбиир.
Из всех праздников якуты выделяют ысыах, который справляют в начале лета, в день летнего солнцестояния. Обрядовая часть ысыаха начинается с алгыса-благословения белого шамана в честь Высшего божества "Юрюнг Аар Тойона", духов-покровителей Земли. После этого совершается обряд распития кумыса, затем начинается веселье, состязания Боотуров, конные скачки, хороводные танцы - осуохай. В этот день также совершается ритуал встречи солнца. В этот день, когда солнце максимально приближается к земле, якуты заряжаются солнечной энергией на целый год. |