Историческая справка. В становлении народа участвовали как местные тунгусоязычные племена, так и тюрко-монгольские племена (хунну, тюрки-тугю, кыпчаки, уйгуры, хакасы, курыкане, монголы, буряты), расселившиеся в Сибири в X–XIII вв. и ассимилировавшиеся с местным населением. Окончательно этнос сформировался к XVII в. К тому времени якуты подразделялись на 35 - 40 экзогамных «племен». Крупнейшие насчитывали до 2 - 5 тыс. человек. Племена делились на родовые группы - «отцовские роды» (ага-уса) и более мелкие «материнские роды» (ийэ-уса). Частые межплеменные войны, известные в народе как события кыргыс юйэтэ - «век битв, сражений», сделали необходимым военное обучение мальчиков. К 18 годам оно заканчивалось посвятительным обрядом с участием шамана, который «вселял» в юношу духа войны (илбис). Русские источники XVII в. упоминают о вооружении и доспехах якутов - колющем оружии пальме (батыйа), кольчугах, панцирях для всадников и лошадей, шлемах (дулага). К началу контактов с русскими (1620-е гг.) якуты жили в амгинско-ленском междуречье, на Вилюе, в устье Олёкмы, в верховьях Яны.
Традиционная культура наиболее полно представлена у амгинско-ленских и вилюйских якутов. Северные более близки к эвенкам и юкагирам, у одекмикских очень заметно влияние русских.
По лунно-солнечному календарю год (сыл) наступал в мае и делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом: январь тохсунньу - «девятый», февраль - олунньу - «десятый», март кулун тутар - «месяц подкармливания жеребят», апрель - муус устар - «месяц ледохода», май ыам ыйа - «месяц удоя коров», июнь - бэс ыйа - «месяц заготовки сосновой заболони», июль - от йыа - «месяц сенокоса», август - атырдьах ыйа - «месяц стогования сена», сентябрь - балаган ыйа - «месяц перекочевки с летников в зимники», октябрь - алтынньи - «шестой», ноябрь сэтинньи - «седьмой», декабрь - ахсынньы - «восьмой».
Российские социально-экономические преобразования в 90-х гг. привели к оттоку населения из Республики Саха (Якутия), особенно из промышленных и северных улусов, где сосредоточены горнодобывающие предприятия. Поиск работы, желание молодежи получить образование заставляют людей перемешаться в города. Большинство якутов трудятся в совхозах, сельскохозяйственных кооперативах, специализирующихся на животноводстве, овощеводстве, На севере республики сохраняются основные традиционные занятия: оленеводство, рыболовство, охота. Появились предприятия по переработке сельхозпродукции и сбору дикоросов.
С 1992 года совершенствуется деятельность общин, создается единая система по закупке мяса, рыбы, пушнины, формируется рынок сбыта и т.д. Развивается кустарная обработка дерева, меха, кожи, художественная резьба по дереву и мамонтовой кости, изготовление игрушек, а также плетение из конского волоса. |